Детский сад № 8 «Сказка»

Конспект НОД Удивительный мир посуды", для среднего дошкольного возраста

Долбилова Елена Викторовна, МБДОУ № 8 «Сказка», пгт Смоляниново, воспитатель.

Речевое развитие. Тема: «Удивительный мир посуды». Группа общеразвивающей направленности, полного дня, для  среднего дошкольного возраста 4-5 лет.

Цель: систематизирование и обобщение  знаний детей о посуде, ее назначении, материала из которого она сделана.

Задачи: Закреплять представления о посуде, ее назначении, материале из которого она сделана; развивать связную речь; расширять словарный запас слов у детей; развивать речевое дыхание;  упражнять в изменении слов при помощи суффиксов; воспитывать бережное отношение к посуде. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Предварительная работа: наблюдение за подачей пищи, мытья посуды; сюжетно-ролевые игры « Семья», «Напоим гостей чаем», «У Насти день рождения»; участие в сервировки стола; чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе», сказки «Путешествие в страну посуды»; экскурсия в магазин «Посуда», экскурсия на кухню в детском саду; пальчиковая гимнастика «Посуда»; д/игры «Собери картинку», «Дружат-не дружат», «Чего не хватает». Изготовление книг о посуде. Создание мини-музея «Удивительный мир посуды». Создание фотоальбома «Посуда».

Материал: посылка с посудой; плоскостные изображения чашек с приклеенными кусочками ваты; разрезные картинки «Посуда»

Словарная работа: существительные: супница, хлебница, масленка, сахарница, солонка, половник, салатница, соусник, конфетница, молочник, сухарница; прилагательные: заварочный, фарфоровый, деревянный, эмалированный, пластмассовый, металлический.

Ход занятия:

Почтальон вносит посылку и отдает воспитателю. Воспитатель:

- Ребята, нам прислали посылку! Интересно, что же там внутри? Посмотрим? (ставит коробку на маленький столик и открывает ее).

- Давайте рассмотрим внимательно, какую посуду нам прислали.

- Что это? Как назвать одним словом? (посуда).

- В какой посуде готовят пищу? (кастрюля, сковорода и т.д.)

- Как называется эта посуда? (кухонная).

- А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (столовая).

- Назовите столовую посуду.  ( тарелка, супница, хлебница, масленка и т.д.).

- Что еще относится к столовой посуде (столовые приборы).

- Назовите их.

- Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай? (чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник).

- Как называется эта посуда? (чайная).

Давайте и мы с вами попьем чай.  (на столе лежат плоскостные изображения чашек с приклеенными кусочками ваты).

- А теперь подберите к чашке блюдце. (блюдца тех же цветов находятся на наборном полотне).

Воспитатель: Расскажите, какого цвета у вас посуда.

Дети: У меня красная чашка и красное блюдце.

Воспитатель: Ребята, чай очень горячий, на него надо подуть. Сейчас мы с вами выполним упражнение «Подуем на чай». По моей команде вы сделаете вдох и подуете, не поднимая плеч, не раздувая щёк, вытянув губы трубочкой. Вот так (дети дуют на ватку, прикрепленную к чашке, упражнение повторяется 2-3 раза).

Воспитатель: Ну, вот мы с вами подкрепились, теперь можно и поиграть.

Дидактическое упражнение «Определи последовательность событий».

Предложите детям закончить начатое предложение, предположив, какое событие может произойти вследствие первого. Ребенок отвечает, повторяя часть предложения, сказанного воспитателем. Обсуждаются и принимаются разные варианты ответов.

Если к обеду не раздать ложки, то…

Если поставить на плиту кастрюлю с картошкой и не включить газ, то…

Если налить в стакан молока до краев, то…

Если фарфоровая тарелка упадет на пол, то…

Если металлическая ложка упадет на пол, то…

Если суп налить в мелкую тарелку, то…

Если неосторожно пользоваться ножом и вилкой, то…

Д/игра «Назови ласково»

Ложка-ложечка.

Кружка- кружечка.

Тарелка-тарелочка.

Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Дети «надувают» живот,

одна рука на поясе, другая  изогнута, как носик.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Приседают, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни, разобьются.

Кружатся, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки,

Потягиваются, руки вверх,

сомкнуть над головой,

Вот пластмассовый поднос-

Он посуду нам принёс.

Делают большой круг.

Игра «Разбитая посуда»

— Дети, а в какой сказке говориться о посуде? (К. Чуковский. Федорино горе)

 (Предложить детям самостоятельно собрать из предложенных фрагментов по образцу посуду.)

— Ребята, помогите мне, пожалуйста, склеить посуду, которую разбила Федора. (Детям выдаются разрезные картинки).

Итак, назовите, какую посуду вы склеили?

Итог занятия:

Ты знаешь, какая бывает посуда?
И как без нее нам приходится худо?
Попробуй поесть без тарелки и ложки,
Без миски никак не накормишь и кошки.
Кофейники, чайники, чашки, стаканы,
О них вспоминаем мы утречком рано.
Кастрюли, салатницы, вилки, ножи.
Всегда всю посуду в порядке держи!

- О чем мы сегодня с вами говорили (о посуде)

- Какая бывает посуда?  (кухонная, столовая, чайная)

- Из чего делают посуду?

Если тарелка из пластмассы, то она какая? (пластмассовая) Если ложка из металла, она… Если чайник из глины, он… Если чашка из фарфора, она… Если стакан из стекла, он… Если половник из металла, он…

Молодцы ребята, но это еще не все я достала с посылки, здесь лежит и угощение.

(Достаёт конфетницу с конфетами).

28 марта 2016 в 03:55