Детский сад № 8 «Сказка»

Конспект открытого НОД "Светлая Пасха" для детей среднего дошкольного возраста

 Зотова Наталья Викторовна, МБДОУ № 8 «Сказка», пгт Смоляниново, воспитатель.

Конспект  открытого НОД по формированию целостной картины мира. Познавательное развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, двигательная.

Разновозрастная группа общеразвивающей направленности, полного дня для среднего дошкольного возраста.

Тема: «Светлая ПАСХА»

  Цель: Знакомство детей с традициями народного праздника Пасхи, особенностями празднования; воспитание любви к своей земле, к своему народу.

Задачи:

- Приобщать к истокам культурных традиций русского народа;

- пробуждать интерес к русскому фольклору, старинным русским обрядам;

-познакомить с  пасхальными традициями русского народа, отражёнными в народном календаре;

-совершенствовать уровень исполнения русских народных, закличек, русских народных игр;

- формировать художественно – эстетический вкус и развивать творческие способности каждого ребёнка, активизировать творческую фантазию и воображение;

- расширить словарный запас детей.

Целевые ориентиры: Дети приобщатся к истокам культурных традиций русского народа; Начнут интересоваться  русским фольклором, старинными русскими обрядами. Узнают пасхальные традиции русского народа.  Усовершенствуют уровень исполнение русских народных закличек,  русских народных игр. Расширят словарный запас. Будут продолжать формировать  художественно – эстетический вкус и разовьют творческие способности, активизируют творческую фантазию и воображение.

Предварительная работа:  Экскурсия в православный храм  Иверской Божьей Матери. Рассматривание иллюстраций по теме. Разучивание закличек, поговорок по теме. Рисование  «Пасхальное яйцо», аппликация  «Украсим яичко к празднику», Лепка «Пасхальный заяц». Чтение художественной литературы: «Детская православная энциклопедия» Е.Григорьева. Стихи по теме авторов: А. Майкова, И. Бунина.  Сказки по Пасхе.

Материалы и оборудование: Солнышко – макет, письмо, музыкальны центр, фонограмма  колокольного звона, народной музыки для фона в играх, корзинка с крашеными яйцами, пять колпаков, две горки, яйца – подарки.

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ.

Словарная работа: Пасха, колокольный звон, Христос воскрес, Воистину воскрес.

Ход:

Воспитатель: 

Апрель, апрель, на дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.

Каждую весну к нам приходит праздник Пасха. Этот праздник на Руси считался «праздником праздников и торжеством торжеств». Ведь она – символ весны, пробуждения природы.

На пасху люди внимательно наблюдали за погодой. В народе сохранились приметы о пасхальном дне. А вы знаете какие? (дети называют приметы)

1. Мороз в первый день Пасхи к обильному урожаю.

2. Если будет дождь, то и весна будет дождливая.

3. На Пасху бросать в окно и лить нельзя – Христос под окнами ходит.

4. Если на Пасху девица ударит локоть, значит, её милый вспоминает.

5. Ясная погода на пасху -  к удачному лету.

А если погода была мрачная, то люди звали солнышко специальными закличками.  Давайте и  мы позовем солнышко: ( закличка)

Солнышко-ведёрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

Солнышко, солнце,

Выгляни в оконце,

Посвети немножко,

Дам тебе горошка!

Воспитатель: Ребята, я сегодня, когда шла в садик встретила почтальона  Печкина и он передал  письмо в нашу группу, давайте прочтем его!

Письмо: «Дорогие ребята, здравствуйте! Скоро праздник Великой Пасхи и я приеду к вам в гости не одна. Встречайте.  ХОЗЯЮШКА.»

Воспитатель:А раз к нам приедут гости на  праздник Пасхи, давайте послушаем музыку, которая звучит в этот праздник, как она называется?

Дети: Колокольный звон!

(Слушают колокольный звон)

Хозяйка:  Здравствуйте  Дети, слышите? В нашей деревне сегодня веселое гулянье. (Негромко звучит в записи колокольный звон.) Это потому, что наступает праздник Великой  Пасхи.  

Пасха – самый радостный, самый продолжительный праздник в году! Люди долго ждут его, тщательно готовятся. А когда наступает Пасха, приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!», и все отвечают: «Воистину воскрес!» - это такая традиция. Как и всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху повсюду разрешается звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

Главный символ праздника - окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремилась наварить побольше яиц и обязательно их окрасить.

А скажите, ребята, что делают с крашеными яичками на Пасху? (Ответы детей)

На Пасху яичками обмениваются. А зачем это нужно делать? А затем, чтоб только добро и свет приставали к нашим душам, чтобы всё худое, плохое в этот день отстало, ушло.

Хозяюшка: Эй, ребята, что сидите? Ну-ка, игры заводите! На Пасху даже солнышко играет! Чур, я солнышком буду!

Игра «Солнышко»

Ход игры. Дети стоят в кругу, в центре стоит «солнышко». Дети обращаются к нему.

Гори, солнце, ярче!

(подходят к «солнышку»)

Лето будет жарче!

(отходят)

Солнышко кричит: «Горю!» и догоняет разбегающихся детей. (Игра повторяется несколько раз, роль «солнышка» выполняют дети по очереди.)

Молодцы добрые, девицы красные, что у вас в корзиночке?

Воспитатель: – Как что? Яйца крашеные. На Пасху все яйца красят.

Хозяюшка:– Потом их едят?

Воспитатель:– Можно сразу съесть, а можно сначала поиграть.

Хозяюшка:– Как поиграть?

Воспитатель:– Вот так: с горки покатать. Чье яичко дальше укатится, тот и выиграл!

Хозяюшка:– Ребята, давайте, попробуем! (Катание яиц: кто дальше.)

Воспитатель: А сейчас, поиграем еще в одну игру: Отгадайте, под каким колпаком находится яйцо.

Хозяюшка: Скажите мне, как  вы готовились к празднику? (ответы детей).

Воспитатель: В этот день принято дарить родным и близким людям пасхальные яйца — символ жизни. Давайте подарим яйца, которые мы украсили на этой неделе вашим родителям!

ИТОГ: Как называется праздник, о котором мы сегодня говорили?

Назовите символ праздника Пасхи?

Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

 

28 марта 2016 в 03:59