Конспект НОД «Насекомые»
(средняя группа)
Цель:
v Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
v Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
v Развивать зрительную и слуховую память.
v Развивать образность речи.
v Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
v Развивать общую моторику, координацию.
v Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
Ходзанятия:
(Детисидятполукругомнастульях)
Вос- ль: Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Побежит тепло по кругу
Будем вместе очень дружно
Фантазировать играть
Мы хотим ,всё знать.
Вдругслышатстук!
Вос – ль: Дети! В гости к нам прилетела бабочка Лили. Посмотрите у Лили письмо.
«Дорогие ребята, мы попали в беду! Злой паук заколдовал нас, мы теперь в опасности! Помогите нам, пожалуйста! Подпись «Насекомые».
Вос-ль: Дети, что же нам нужно сделать?
Ответыдетей(спастинасекомых, выручитьизбеды).
Вос-ль: Ну, что ребята, мы будем спасать насекомых из беды?
(Ответы детей).
Вос-ль: Тогда нам нужно отгадать загадки. Как только вы разгадаете загадку, назовёте правильный ответ, волшебные чары злого паука пропадут и насекомые выйдут на свободу.
1.Прыгает пружинка, зелёная спинка
С травы на былинку, с ветки на тропинку (кузнечик)
Подойди к оранжевому колпачку с цифрой 1
2.Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и мёд и воск
Людям всем она мила, а зовут её (пчела)
Подойди к красному колпачку с цифрой 2
3.У неё четыре крыла, тело тонкое словно стрела
Насекомых ртом хватает, есть огромные глаза
Называютеё (стрекоза)
Подойди к зеленому колпачку с цифрой 3
4.Он работник настоящий ,очень, очень работящий
Под сосной в лесу густом, из хвоинок строит дом
Без работы хоть убей, жить не может (муравей)
Подойди к синему колпачку с цифрой 4
5.Она легка, красива, изящна, легкокрыла
Сама похожа на цветок, и любит пить цветочный сок(бабочка).
Подойди к желтому колпачку с цифрой 5
6.Не жужжу, когда сижу, не жужжу ,когда хожу
Если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь на жужжусь (жук)
Подойди к красному колпачку с цифрой 1
7.Всех жучков она милей, спинка алая на ней
А на ней кружочки, чёрненькие точки(божьякоровка)
Подойди к желтому колпачку с цифрой 2
8.Целый день она летает, всем надоедает
Ночь настаёт, тогда перестаёт(муха)
Подойди к синему колпачку с цифрой 3
9.Те,с кем рядом я жужжала, помнят у меня есть жало
И на брюшке полоса, потому, что я (оса)
Подойди к зеленому колпачку с цифрой 4
Вос-ль: Какие вы молодцы! Вот сколько жителей полянки расколдовали. Ребята, так кого мы выручали из беды?
Дети:Насекомых
Вос-ль:Злой паук убежал, а бабочка рада, что вы такие добрые, спасли насекомых, а мы с бабочкой Лили продолжим путешествие в страну знаний.
Физкульминутка
Гусеница
Вос-ль: Дети давайте расскажем как, гусеница превращается в бабочку.
Этот странный дом без окон (поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся « кокон»
Свив на ветке этот дом(вращают руками)
Дремлет гусеница в нём(ладошки под щекой)
Спит без просыпа всю зиму(ладошки поменять)
Но ,зима проходит мимо(взмахи руки вверх)
Март,апрель,капель,весна(хлопки на каждое слово)
Просыпайся соня-сонюшка(потягиваются)
Под весенним ярким солнышком(рисуем солнце)
Гусенице не до сна(грозят пальцем)
Стала бабочкой она(машут руками крыльев).
Вос – ль: Ребята, вам нравятся чудеса?
(Ответы детей)
Послушайте, про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо, это то, что жуки, мухи, бабочки, стрекозы – никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Каждое насекомое прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем вылупляется личинка, гусеница. Ей надо много кушать и расти, когда она вырастает превращается в куколку. Проходит время из куколки выходит бабочка. Стрекозы откладывают яйца в воду, комары откладывают личинки в воду, жук откладывает личинки в землю, ребята, где живут насекомые?
(Ответы детей)
Вос – ль: Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. А как они передвигаются?
(Ответы детей: Бегают, прыгают, летают)
Вос-ль: Чем питаются насекомые?
(Ответы детей :цветочным нектаром, листьями растений)
Вос – ль: это насекомые, значит они чем – то похожи? Чем они отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить?
(Ответы детей: У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко)
Вос – ль: Дети много насекомых, это хорошо? Какую пользу они приносят?
(Ответы детей: Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед)
Вос – ль: Но много насекомых, это ведь и плохо, как вы думаете, почему?
(Ответы детей: переносят разные болезни, мешают спать, кусают)
Вос – ль: Итак, значит на какие группы мы их можем разделить
(Ответы детей: Полезные, вредные, хищные)
Вос – ль: Назовите полезных насекомых?
(Ответы детей: Бабочка, пчела, муравей)
Какую пользу они приносят?
(Ответы детей: пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары леса )
Назовите вредных насекомых?
(Ответы детей: Муха, комар, гусеница)
Какой от них вред?
(Ответы детей: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных)
А теперь давайте покажем как разговаривают насекомые?
Жу – жу – жу жжужит пчела
Хороши мои дела
Зу – зу – зу комар пищит
Укусить скорей спешит
Уф – уф –уф как паровоз шмель пыхтит, пыльцу повез
Жук жужжит гу - жу –гу – жу
Я любого разбужу
Назовите насекомых которые относятся к хищным?
(Ответы детей: Стрекоза, кузнечик, божья коровка)
Почему их называют хищными?
(Ответы детей: они охотятся за другими насекомыми)
Игра «Назови-ласково»
Комар-комарик
Жук-жучок
Пчела-пчёлка
Усы-усики
Лапы-лапки
Муравей-муравьишка
Стрекоза-стрекозка
Муха-мушка
Вос – ль: Все насекомые такие маленькие, что их можно не заметить. Почему они легко прячутся? Почему кузнечик зелёный? (прячется в траве).
Майский жук прячется на ветках деревьев. Бабочка на цветке? (яркая, похоже на цветок). Потому, что у них защитная окраска, как и места их обитания.
Зачем им такая окраска? (защищаться, прятаться от врагов).
Вос – ль: Дети, посмотрите, божья коровка такая яркая. Её видно в траве, и на дереве .Её любая птица заметит. Где же ей прятаться?
Ответы детей(она сама защищается от врагов, в минуту опасности она выделяет молочко, которое плохо пахнет и поэтому её никто не ест.)
Вос – ль: Почему нельзя трогать и обижать насекомых?(они живые)
Вос – ль: Да насекомые живые. их нельзя обижать. Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения ,погибнут птицы Насекомые это часть природы, ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, жужжат.
Игра: «Закончи предложение»-правильно подобрать слова, я начну а вы продолжите.
Жук большой ,а комар……..маленький
Бабочка летает ,а гусеница……ползает
Пчёлы живут в ульях, а муравьи…….в муравейнике
У птиц две лапки ,а у насекомых……шесть
Божья коровка маленькая, а улитка …большая
Пчёлы из нектара делают…мёд
У жука крылья короткие, а у стрекозы…длинные
Вос-ль: Ребята, а сейчас я вас прошу подойти к столу , чтобы ожила наша полянка предлагаю её украсить насекомыми. Возьмите насекомых и поселите их на лесной полянке. Посмотрите, какая красивая полянка стала. Пусть ползают муравьи и жуки, пусть прыгают кузнечики, летают бабочки и стрекозы!
Вос-ль: Дети, бабочка Лили что-то хочет сказать: Спасибо Вам ребята, за то, что вы помогли расколдовать моих друзей насекомых. Вы добрые и заботливые ребята, только не забывайте, насекомых нельзя обижать, ими можно любоваться, наблюдать, как они трудятся! Оберегая их, мы оберегаем природу!
Физкультминутка
Мы божьи коровки, быстрые и ловкие
По травке сочной мы ползём
А после в лес гулять пойдём
В лесу черника и грибы
устали ноги от ходьбы
И кушать мы давно хотим
Домой скорее полетим.
Ребята, так о ком мы сегодня вели разговор?
Что нового вы узнали?
Вам понравилось в стране знаний?
А мне понравилось, вы были активны, внимательно слушали, старательно выполняли задание.
воспитатель: Мухомедярова Елена Валентиновна 2014 год